+7 (39143) 3-10-00
663491, Россия, Красноярский край
Кежемский район, г.Кодинск,
а/я 132

"Богучанская ГЭС: великая стройка двух эпох" - "Время Сибири"

28 марта 2013

Строительство Богучанской ГЭС, ведущееся с 1974 года, является рекордным по продолжительности в истории российской гидроэнергетики. Объявленная социализмом «стройкой века» четвертая станция Ангарского каскада чуть было не стала стройкой вековой.

Впервые упомянутая Хрущевым, спроектированная и зафиксированная первым кубометром бетона при Брежневе, отодвинутая на задний план «перестройкой» Горбачева и законсервированная эпохой Ельцина, в наше время Богучанская ГЭС наконец обрела право на жизнь. 15 октября 2012 года было запущено «сердце» одной из крупнейших гидроэлектростанций страны. И хотя пока генерирующий механизм работает не в полную силу, руководство и сотрудники ОАО «Богучанская ГЭС» уверены, что главные перипетии судьбы многострадальной ГЭС остались позади.

Энергия Ангары

Богучанская ГЭС, как известно, четвертая станция Ангарского каскада, не имеющего аналогов в российской и мировой гидроэнергетике: его основой является озеро Байкал, являющееся природным водохранилищем огромного масштаба. Вытекающая из него река Ангара имеет на своем протяжении перепад высот в 380 метров – исток находится на отметке 456 метров над уровнем Балтийского моря, а стрелка (место впадения в Енисей) – на отметке 78 метров. Суммарный гидропотенциал Ангары оценивается в 88 млрд киловатт-часов, и до ввода Богучанской ГЭС он использовался чуть более чем на половину – суммарная выработка трех ГЭС составляла 49 млрд киловатт-часов. С вводом Богучанской ГЭС и выходом станции на полную мощность суммарная выработка увеличится до 66 млрд, что позволит более полно использовать уникальный потенциал сибирской реки.

Изначально БоГЭС должна была получить вовсе не четвертый номер, а гораздо более высокий – конференция по развитию производительных сил Восточной Сибири, проведенная в Иркутске в 1947 году, предлагала строительство шести ГЭС только на территории Иркутской области. Однако впоследствии было решено строить меньше ГЭС, но зато увеличить мощность каждой из них.

Богучанская ГЭС, название которой впервые прозвучало на всю страну в речи Никиты Хрущева на XXII съезде КПСС в 1961 году, должна была стать ядром очередного промышленного района, в котором добыча полезных ископаемых естественным образом комбинировалась с их энергоемкой переработкой. Альтернативные варианты – например, строительство мощных тепловых станций на основе местных месторождений каменного угля – можно было рассматривать до того, как началось строительство станции. Но советские экономисты от этой идеи отказались: ГЭС дорого строить (по состоянию на конец 2012 года сумма капитальных вложений в строительство станции оценивалась в 85 млрд рублей), но их последующая эксплуатация требует меньше персонала, меньших расходов на ремонт, рекультивацию земель, утилизацию отходов и т.д. Все это было верно в 60-е годы, остается верно и по сей день.

Одним словом, Богучанская ГЭС – обычная российская ГЭС на необычной реке и призвана решать обычные для всех ГЭС задачи – снабжать электроэнергией промышленные предприятия и население. Причем построенные для соединения БоГЭС с потребителями ЛЭП (500 кВ до подстанции «Ангара», протяженностью 152 км; 500 кВ до подстанции «Озерная» (Тайшет), протяженностью 365 км; 220 кВ до подстанций «Приангарская» – «Раздолинская», протяженностью 307 км) объединяют сразу несколько районов Красноярского края и повышают надежность транзита энергии из Иркутской области в Красноярский край и обратно.

Уроки времени

Несмотря на растянувшееся почти на 40 лет строительство Богучанской ГЭС, первоначальный проект гидростанции не претерпел со временем значительных изменений. Благодаря исключительной интуиции и предвидению инженеров-проектировщиков многие технические и эксплуатационные нюансы возводимого гидрообъекта удалось учесть еще в далеких 70-х.

Сегодня, по признанию специалистов, многие принципиальные вещи проекта остались неизменными: станция по-прежнему имеет бетонную и каменно-набросную плотину, строительная высота достигает 96 метров, проектный уровень водохранилища – 208 м над уровнем Балтийского моря (максимальная глубина водохранилища 87 метров, средняя 25 метров). Существенным нововведением стало лишь сокращение количества гидроагрегатов с 12 до 9 и строительство на месте последних трех агрегатов дополнительного поверхностного водосброса. Это решение было вызвано тем, что за время строительства ГЭС были ужесточены требования к безопасности гидроэлектростанций – дополнительный водосброс предназначен для пропуска критических паводков, случающихся раз в 10000 лет.

Примечательно, что решение об использовании комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией, считающихся передовыми и внедренных на БоГЭС впервые в российской энергетике, не было поздней корректурой – еще в советское время было принято решение, что на БоГЭС будет именно такое КРУЭ.

Безусловно, свои коррективы в строительство Богучанского гидроузла внесла трагедия, произошедшая в августе 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС. В силу очевидных обстоятельств на Богучанской ГЭС проще было учесть все ее уроки. Во-первых, на каждом гидроагрегате были установлены дополнительные датчики, фиксирующие не только уровень вибрации, но и появление воды на крышке турбины. В любом случае автоматика может перекрыть поступление воды в агрегат, вывести его в безопасный режим, что позволит разобраться в причинах остановки и устранить негативные факторы. Во-вторых, систему электроснабжения предохранительных устройств смонтировали таким образом, чтобы электроэнергию можно было подключить от трех разных источников – от генераторов самой БоГЭС, от внешней независимой линии, от резервного дизель-генератора, установленного на гребне плотины. В-третьих, помня о трагических последствиях аварии на СШГЭС, на затапливаемых отметках Богучанской станции теперь нет ни мастерских, ни бытовых помещений (они вынесены в отдельное здание, расположенное рядом с машинным залом). В обычное время там вообще практически нет работников эксплуатационных служб, а всеми процессами управляет автоматика.

Кроме того, ужесточились требования к приему и установке технологического оборудования и подготовке специалистов. На Богучанской ГЭС монтаж и испытания оборудования проходят под многократным контролем: со стороны предприятия-изготовителя, эксплуатирующих подразделений Богучанской ГЭС и, что самое главное, Ростехнадзора. Сотрудники подразделений, эксплуатирующих станцию, имеют большой опыт работы – кто-то начинал на строительстве станции, а кто-то работал на других станциях. Каждый из них проходит дополнительное обучение: в 2011 году на курсах повышения квалификации побывали 540 человек, в 2012 году – 570.

Четвертый – не лишний

Многие сегодня задаются вопросом: а так ли необходимы мощности Богучанской ГЭС? Неужели трех имеющихся гидроэлектростанций, входящих в Ангарский каскад (Иркутской, Братской, Усть-Илимской), недостаточно для развития промышленности в сибирских регионах?

Специалисты Богучанской ГЭС уверены: действующих станций уже сейчас не хватает для растущих потребностей Восточной Сибири. Недаром в Иркутской области запланировано строительство Ленской ТЭС на газе (в городе Усть-Куте) мощностью более 1000 МВт и идет обсуждение проекта строительства новой ТЭС в Иркутске (возможно, тоже на газовом топливе). В Жигалово, Усолье-Сибирском, Саянске и Ангарске планируется расширение старых и строительство новых газоперерабатывающих производств, а химико-металлургический завод в Усолье должен начать работу уже в 2013 году.

В Иркутской области рост спроса обусловлен также проектами строительства газопровода «Ковыкта – Саянск – Иркутск», необходимостью электрификации БАМа (как самой железной дороги, так и предприятий, добывающих полезные ископаемые вокруг нее), проектами расширения добычи золота в Бодайбинском районе и транзита энергии в Якутию, где имеется собственный список инвестпроектов. Немало энергии потребуется для снабжения малых аэропортов, которые правительство Иркутской области планирует развивать в отдаленных населенных пунктах, и для центров хранения информации, первый из которых появится в Иркутске уже в 2014 году. Крупными потребителями должны стать Тайшетский алюминиевый и Тайшетский анодный заводы (производительностью 600 и 800 тысяч тонн соответственно).

Рассчитывает на мощности Богучанской ГЭС и Красноярский край. Достройка гидроэлектростанции и сопутствующей сетевой инфраструктуры имеет большое значение для экономического развития Нижнего Приангарья. Более половины электроэнергии, вырабатываемой ГЭС, планируется использовать на строящемся Богучанском алюминиевом заводе мощностью 600 тысяч тонн первичного алюминия в год. Также намечено увеличение мощностей Горевского ГОКа, Кокуйского угольного разреза, Раздолинского периклазового завода, золотоизвлекательной фабрики «Васильевский рудник». Запланировано построить Богучанский и Приангарский ЛПК, Мотыгинскую ГЭС, Богучанский газоперерабатывающий комбинат, освоить Юрубчено-Тохомское нефтегазоконденсатное месторождение.

Очевидно, что при таком спросе мощностей действующих станций не хватит, даже с учетом того, что на них обновляют гидроагрегаты и повышают их производительность. Сейчас на Богучанской ГЭС в промышленную эксплуатацию введены четыре гидроагрегата, но работать одновременно могут только три – таковы требования Ростехнадзора. На полную мощность станция выйдет после завершения монтажа всех девяти агрегатов (ориентировочно – в конце 2013 года) и заполнения водохранилища до проектной отметки 208 м (предполагается, что это произойдет в 2014 году). После выполнения этих двух условий мощность станции составит 3000 МВт, а выработка – 17,6 млрд киловатт-часов в год.

Специалисты станции уверены, что даже после финальной сдачи БоГЭС возникновение профицита производства электроэнергии в Сибири маловероятно, настолько все учтено и распределено заранее. В крайнем случае существуют планы строительства ЛЭП для переброски возможных «излишков» электроэнергии из Сибири на Урал и далее в европейскую часть России.

Ложка дегтя

В ноябре 2012 года водохранилище БоГЭС достигло отметки 185 м по Балтийской системе высот, после чего процесс наполнения был остановлен. Заполнить водохранилище до нормального подпорного уровня в 208 м над уровнем Балтийского моря мешают две причины. Первая – естественная: водохранилища заполняются в паводок, то есть весной и осенью. Вторая – административная: каждый этап заполнения водохранилища происходит только с разрешения ряда федеральных структур, контролирующих готовность ложа к заполнению. Пока такого разрешения на повышение уровня нет, поскольку до сих пор нет единого для Иркутской области и Красноярского края проекта ложа, который был бы утвержден Главгосэкспертизой. Отсутствует и единый заказчик работ по подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС.

Вообще вокруг проблемы заполнения водохранилища сейчас ломается немало копий. Переселить людей с затопляемых участков чиновники, конечно, успели, но качество вырубки леса в зоне затопления вызывает критику со стороны экологических и общественных организаций. Все претензии известны и касаются подготовки зоны затопления, к которой, по сути, ОАО «Богучанская ГЭС» никакого отношения не имеет – этими вопросами занимались дирекции по подготовке зоны затопления, созданные при правительствах Красноярского края и Иркутской области. С них и спрос.

Археологи тоже выступают против затопления, но уже с большими оговорками и не так активно, как несколько лет назад, когда не было ясности с объемом раскопок и размером финансирования. Археологи впервые на Ангаре получили несколько лет на раскопки, к которым могли привлекать несколько сотен человек в течение каждого сезона. Известно, что получены уникальные результаты – более миллиона находок, обнаружены и исследованы многослойные памятники, охватывающие тысячи лет истории – от каменного до железного века. Получен уникальный опыт организации масштабных раскопок, в которых принимали участие и маститые ученые, и начинающие студенты, и обычные граждане – добровольцы. Разумеется, археологи хотели бы работать в зоне затопления и дальше, но точку в этих работах ставят вовсе не энергетики, а Министерство культуры Российской Федерации и такие же структуры в правительствах Красноярского края и Иркутской области – именно они подписывают акты об исключении того или иного объекта из списка памятников и дают разрешение на продолжение затопления.

Что же касается переселенцев, то ни в Красноярском крае, ни в Иркутской области массовых протестных настроений, связанных именно с фактом переселения, не было. Согласитесь, есть разница в условиях жизни в 50 км от Усть-Илимска (поселок Кеуль, где подавляющее большинство населения не имело работы и не было даже собственной больницы) и в 500 метрах от Иркутска. Всем переселенцам был предоставлен выбор места жительства, всем предоставлено жилье, детям – места в детских садах и школах. Со всеми переселенцами работали службы занятости. Есть претензии к качеству строительства, но жилье строили подрядные организации, выбранные правительствами регионов.

Источник: http://vis-inform.ru

Версия для печати