+7 (39143) 3-10-00
663491, Россия, Красноярский край
Кежемский район, г.Кодинск,
а/я 132

История строительства

От первого кубометра до первых агрегатов

Первый кубометр бетона

Богучанская ГЭС (БоГЭС) - первая на территории Красноярского края гидроэлектростанция на Ангаре. Необходимость строительства станции была определена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1971 года № 65 "О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971 - 1980 годах производительных сил Красноярского края".

Поиски подходящего створа для строительства БоГЭС начались в 1965 году. Первая предложенная геологами и гидрологами площадка находилась в Богучанском районе края, однако в 1971 году после сопоставления различных вариантов был выбран новый створ — возле поселка Кодинская Заимка в Кежемском районе. Название ГЭС, тем не менее, сохранилось прежнее — Богучанская.

Технический проект БоГЭС утверждён Распоряжением Совета Министров СССР от 7 декабря 1979 года № 2699 р, с установленной мощностью 2997 МВт и производством электроэнергии 17,6 млрд. кВтч в год.

Подготовительный период строительства начался в октябре 1974 года, когда в створ станции прибыл первый строительный десант «БратскГЭСстроя», завершавшего строительство вышележащей Усть-Илимской ГЭС. Влияние треста «БратскГЭСстрой» на экономику и органы советской власти Восточной Сибири в то время было настолько велико, что руководство треста даже предлагало для удобства управления строительством Богучанской ГЭС передать Кежемский район из состава Красноярского края в Иркутскую область.

В 1977 году началось возведение города гидростроителей Богучанской ГЭС Кодинска; впоследствии город стал районным центром, в Кодинск были переселена и часть населения, ранее проживавшего в зоне затопления.

Строительство Богучанской ГЭС началось в 1980 году. Первый кубометр земли на месте строительства извлекли 18 июня 1980 года, когда строители приступили к формированию котлована. Первый кубометр бетона в тело бетонной плотины уложили 17 апреля 1982 года, 100-тысячный — в 1984 году. Река Ангара в створе Богучанской ГЭС перекрыта 25 октября 1987 года.

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 30 апреля 1980 года № 798р, пуск первых агрегатов был намечен на 1988 год, а завершение строительства - на 1992 год. Однако по причине недостаточного финансирования срок пуска ГЭС неоднократно переносился приказами Минэнерго СССР: от 27.04.1987 №134а - на 1993 год; от 16.11.1988 № 620 - на 1994 год; от 10.11.1989 - на 1995 год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1994 № 236 пуск ГЭС был определён в 1997 году, но и этот срок не был выдержан, работы по достройке станции были приостановлены.

История освоения

Идея использования энергоресурсов сибирских рек выдвигалась еще в ХIХ в. известными учеными А.Л. Чекановским, И.Д. Черским, В.А. Обручевым. Серьезные гидрологические исследования на территории Сибири начались в период проектирования и строительства Транссибирской магистрали (1891-1916). Проводились они экспедициями Министерства путей сообщения под руководством опытных инженеров В.М. Малышева и А.А. Вельнера.

На основе материалов этих экспедиций в 1920 году по заданию комиссии ГОЭЛРО инженер А.А. Вельнер подготовил записку «Водные силы Ангары и возможность их использования», в которой обосновал идею строительства 11 гидроэлектростанций на Ангаре с напором от 6 до 20 м и суммарной установленной мощностью 2 тыс. МВт.

Эти предложения не вошли в план ГОЭРЛО, в котором было намечено лишь строительство первоочередных электростанций в европейской части страны. Тем не менее, новый план электрификации подтверждал перспективы гидроэнергетического использования сибирских рек. В 1921 году по инициативе Госплана было создано Ангарское бюро, которому поручили разработку программы электрификации Восточной Сибири, южной части Иркутской губернии и прилегающей к ней Бурят-Монгольской АССР. Итогом работы бюро стал доклад о перспективах строительства небольших ГЭС на притоках Ангары. Строительство больших ГЭС было признано нецелесообразным из-за отсутствия в регионе крупных потребителей электроэнергии и полного отсутствия опыта подобного строительства.

Однако в 30-е годы идея освоения гидроресурсов небольших рек отошла на второй план. В советской прессе появились статьи под заголовками «Страна АЕ», «Ангарстрой», «Большой Ангарстрой», посвященные освоению гидроэнергетических ресурсов крупнейших сибирских рек — Ангары и Енисея. Начиналась социалистическая индустриализация, символами которой стали гигантские стройки страны: ДнепроГЭС, Волховстрой, Магнитка. Намечались планы развития производства на востоке страны, в том числе возведение мощных ГЭС, прокладка в тайге невиданных по длине и мощности линий электропередач, строительство крупнейших металлургических заводов. Уже тогда в Восточной Сибири предполагали создать мощнейший промышленный центр, используя электроэнергию мощных ГЭС, которые должны были здесь появиться. Под руководством академика И.Г.Александрова возобновились широкомасштабные комплексные исследования природных ресурсов Приангарья, и в частности гидроресурсов Ангары.

К середине 30-х годах были подготовлены следующие основополагающие документы:

  • рабочая гипотеза комплексного использования Ангары;
  • предварительная схема освоения ее верхнего участка до г. Братска;
  • схематический проект первоочередной Байкальской (Иркутской) ГЭС;
  • технико-экономическая схема Братского энергопромышленного комплекса промышленных предприятий — потребителей электроэнергии.

Перечисленные документы обосновывали строительство на Ангаре каскада электростанций с использованием на них перепада высот в 333 м (из имеющихся 380 м), а остальные 47 м предполагалось «оставить» для водохранилища Енисейской ГЭС, которая должна была быть построена ниже устья Ангары. Подпор водохранилища должен был доходить до нижней ступени Ангарского каскада — Богучанской ГЭС. Все эти предложения были рассмотрены и в целом одобрены экспертной комиссией Госплана СССР в 1936 году. Однако реализация этих проектов была приостановлена — началась Великая Отечественная война.

После окончания Великой Отечественной войны работы возобновились. В 1947 году Конференция по развитию производительных сил Иркутской области рекомендовала правительству начать освоение гидроресурсов Ангары, развивая при этом на базе получаемой электроэнергии и местных источников сырья химическую, алюминиевую, горнорудную и другие энергоемкие отрасли.

Гидроэнергетические характеристики ГЭС Ангарского каскада, строительство которых предлагалось на конференции 1947 года
Гидроэлектро-
станция
Расстояние от истока, кмНапор ГЭС, мПлощадь водо-
хранилища, км²
Объем водохранилища, км³Мощность, МВт
Полный Полезный
Иркутская6531200 (31500)*2,5 (23000)*46*660
Суховская10812630,40,06400
Тельминская14712910,40,03400
Братская6971065470169484500
Усть-Илимская10088818735934320
Богучанская14517123365824000

В дальнейшем по экономическим причинам было принято решение отказаться от строительства Суховской и Тельминской ГЭС. А в начале 50-ых годов тысячи молодых романтиков со всех уголков СССР по комсомольским путевкам отправились на строительство станций Ангарского гидроэнергетического каскада. В 1958 году на проектную мощность вышла Иркутская ГЭС, спустя 9 лет госкомиссия приняла в промышленную эксплуатацию Братскую ГЭС с оценкой «отлично», а еще через 13 лет была введена в эксплуатацию Усть-Илимская ГЭС.

Строительство на современном этапе

12 апреля 2005 года вступил в силу Указ Президента РФ № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа». В части 1 Указа Правительству Российской Федерации было поручено оказать государственную поддержку в обеспечении начала эксплуатации Богучанской ГЭС и подготовки зоны наполнения водохранилища. В 2006 г. было заключено Соглашение между ОАО «РусГидро» и ОК РУСАЛ о совместной реализации проекта по созданию Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО) в составе БоГЭС и Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ) производительностью 600 тыс. т металла в год, который должен стать потребителем значительной части производимой станцией электроэнергии. Финансирование строительства гидроэлектростанции и завода инвесторами проекта производится на паритетных началах (50 на 50).

В 2006 году комплексный проект развития Нижнего Приангарья в Красноярском крае получил государственную поддержку в виде финансирования затрат из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на сооружение инфраструктурных объектов в размере 34,41 млрд рублей. На средства федерального и региональных бюджетов проведена подготовка к наполнению ложа водохранилища (переселение граждан в новые квартиры, лесосводка, очистка ложа и так далее). В рамках государственно-частного партнерства профинансировано строительство линий электропередачи для выдачи мощности БоГЭС в Объединенную энергосистему (ОЭС) Сибири и других объектов инфраструктуры.

В 2006 году были развернуты работы по достройке станции, с ОАО «Силовые машины» заключен контракт на поставку девяти комплектов гидросилового оборудования - турбин и генераторов.

17 апреля 2007 года подписано Инвестиционное соглашение о совместном финансировании инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и средств коммерческих организаций.

В июле 2008 года на Богучанской ГЭС завершено замыкание напорных трубопроводов всех турбин станции - установлено последнее звено трубопровода девятой агрегатной секции плотины.

В июле 2010 года Наблюдательный совет госкорпорации «Внешэконобанк» одобрил предоставление финансирования в целях достройки БоГЭС и первой очереди БоАЗ на общую сумму 50 млрд рублей. На строительство ГЭС выделено 28,1 млрд рублей, на строительство завода — эквивалент 21,9 млрд рублей в долларах США. Срок кредитования достройки БоГЭС — 16 лет, БоАЗ — 14 лет. 1 декабря 2010 года ОАО «Богучанская ГЭС» и "Внешэкономбанк" заключили соглашение, предусматривающее выделение кредитных средств для финансирования достройки Богучанской ГЭС. ОАО «РусГидро» выступает поручителем по данному кредитному Соглашению.

Транспортные операции

Все необходимое для пуска станции крупногабаритное тяжеловесное гидросиловое и трансформаторное оборудование доставлено на Богучанскую ГЭС единственно возможным способом - по морским и речным трассам. Поставки массивных улов гидроагрегатов и трансформаторов начались в 2006 году и были полностью завершены в летнюю навигацию 2011 года.

По условиям контрактов, заключенных между «Силмашем» и партнерами по проекту строительства станции, то есть РусГидро и РУСАЛом, для БоГЭС спроектированы, изготовлены и доставлены на станцию девять гидротурбин и девять гидрогенераторов номинальной мощностью 333 МВт каждый.

Маршрут доставки превышал 6500 км и проходил по морским и речным трассам: через Ладожское и Онежское озера, Беломорско-Балтийский канал, Северный морской путь (по акваториям Белого, Баренцева, Карского морей), Енисей, в конце пути - Ангара, причал тяжеловесных грузов БоГЭС. С причала БоГЭС к машинному залу станции рабочие колеса перекатываются по специально построенному железнодорожному пути.

В 2009 - 2011 годах Запорожским трансформаторным заводом на БоГЭС отгружены 6 блочных силовых трансформатора 500 кВ, 3 блочных силовых трансформатора 220 кВ, 6 фаз автотрансформаторов напряжением 500 и 220 кВ, 4 трансформатора собственных нужд на 35 кВ. Для Богучанской ГЭС трансформаторы изготавливаются в специальной климатической модификации, обеспечивающей надежную работу при низких температурах.

Груз на БоГЭС перевозился водным путем на расстояние более 5000 км. Транспортная схема перевозки тяжеловесных трансформаторов состояла из двух основных этапов. Первый состоял в доставке оборудования в грузовой порт г. Красноярска по маршруту: порт г. Мариуполь - река Дон - река Волга - Онежское озеро - Беломоро-Балтийский канал - Белое море - Карское море - река Енисей - порт г. Красноярска. Второй этап включал в себя перевалку крупногабаритных тяжеловесных корпусов трансформаторов и основных комплектующих с борта теплохода на большегрузные речные баржи-площадки БРОП-1000 Енисейского речного пароходства. Несамоходными баржами трансформаторы доставляли непосредственно к причалу разгрузки тяжеловесных грузов Богучанской ГЭС на реке Ангара. От площадки к месту монтажа трансформаторы передвигают по специальным рельсовым путям.

При монтаже используются мостовые краны грузоподъемностью 525 тонн каждый, изготовленные в 2009 году на старейшем красноярском заводе «Сибтяжмаш» и собранные на БоГЭС. Система управления каждым краном снабжена частотными преобразователями, которые позволяют максимально точно регулировать как мощность двигателя, так и скорость подъема в зависимости от нагрузки.

При подъеме максимально возможного груза, например, ротора генератора турбины весом 1050 тонн, оба мостовых крана будут работать одновременно. При этом управление обоими грузоподъемными механизмами производится из одной кабины, под эту задачу разработано специальное программное обеспечение.

Строительство станции

В апреле 2011 года завершено формирование теплового контура машинного зала от монтажной площадки до ГА №5. В июле ОАО «Богучанская ГЭС» получила статус Субъекта оптового рынка. Ранее ОАО «Богучанская ГЭС» вступила также в члены Некоммерческого партнерства Совет рынка. В сентябре началась операция по заполнению строительного котлована в нижнем бьефе станции, спустя несколько дней были перекрыты первые два временных донных отверстия. В октябре после завершения строительных и монтажных работ был начат монтаж оборудования КРУЭ 220 и 500 кВ.

Строительная готовность основных сооружений гидроузла к наполнению водохранилища до отметки 185 м была достигнута к 1 декабря 2011 года, в том числе каменно-набросная плотина (КНП) воздвигнута на всем протяжении до отметки 202 м (проектная отметка - 212 м). К ноябрю 2013 года АБД и КНП были возведены до проектной отметки 212 м.

В первой декаде мая 2012 года после перекрытия последних донных отверстий началось заполнение Богучанского водохранилища.

25 сентября 2012 года стартовала программа испытаний на холостом ходу систем и оборудования гидроагрегата №2, 1 октября начаты испытания ГА №1. 15 октября по команде президента РФ Владимира Путина первые два агрегата включены в сеть, 25 октября состоялось включение ГА №3. Агрегат №4 был введен в промышленную эксплуатацию 21 января, агрегат №5 - 5 ноября, агрегат №6 - 6 декабря 2013 года. 25 сентября 2014 года в режим постоянной промышленной эксплуатации переведены гидроагрегаты №7 и №8, 22 декабря - гидроагрегат №9. 

В первые дни октября 2012 года было произведено пробное включение объектов схемы выдачи мощности станции в Объединенную энергосистему Сибири. В схему выдачи мощности входят комплектные распределительные устройства (КРУЭ) 220 и 500 кВ, автотрансформаторы (АТ) №1 и 2 и открытый пункт перехода (ОПП).

Укладка бетона в стены машинного зала была полностью завершена в январе 2013 года, в течение февраля и марта была демонтирована опалубка, произведено остекление окон, монтаж стеновых панелей и утепление кровли. К маю 2014 года в машинном зале были полностью завершены отделочные работы - завершено остекление окон, уложена гранитная плитка пола, закреплены стеновые панели.

Бетонная плотина, состоящая из 34 секций, полностью возведена до проектной отметки 214 м в августе 2013 года. Строительные работы на Богучанской ГЭС в целом завершены, недостроенным остается мостовой переход и автомобильная дорога, которую планируется проложить по гребню КНП.

В феврале 2013 года Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдало ОАО «Богучанская ГЭС» заключение о соответствии первого этапа строительства Богучанской ГЭС требованиям технических регламентов и проектной документации. Первый этап строительства ГЭС включал в себя ввод в строй гидроагрегатов со станционными номерами 1, 2 и 3 совокупной мощностью 1000 мегаватт, а также возведение зданий, сооружений и монтаж оборудования, необходимого для функционирования первых агрегатов. В июле 2014 года было получено очередное разрешение Ростехнадзора, уже по четвертому этапу строительства, включающему в себя здание служебно-производственного корпуса (СПК) и гидроагрегат №6. Всего для получения разрешения на ввод всей ГЭС в промышленную эксплуатацию и вывода станции на проектную мощность 2997 МВт необходимо получить заключения Ростехнадзора по восьми этапам строительства.

Станция вышла на полную проектную мощность 2997 МВт в июле 2015 года после заполнения водохранилища до отметки 208 м. 

Строительство вспомогательных сооружений

В верхнем и нижнем бьефе Богучанской ГЭС летом 2012 года началось строительство береговых причалов, предназначенных для технического обслуживания и сезонной стоянки эксплуатационных судов ОАО «Богучанская ГЭС». Основная задача эксплуатационных судов в верхнем бьефе - сбор древесины, приплывающей к створу ГЭС. У причала верхнего бьефа будут обслуживаться четыре судна: водолазный бот, два буксира и самоходная баржа. Причал нижнего бьефа предназначен для обслуживания бота, с помощью которого будет проводиться обследование и ремонт гидротехнических сооружений, а также водолазные работы.

Причал верхнего бьефа возведен на левом берегу Богучанского водохранилища, на расстоянии 1 км от строящейся плотины ГЭС. В комплекс зданий и сооружений входят здание воднотранспортного участка ОАО «Богучанская ГЭС», береговой и плавучий причал. Плавучий причал по проекту состоит из 28 понтонов, на которых  смонтированы кладовые для хранения инструментов и водолазного оборудования, а также бытовые и технические помещения, необходимые для обслуживания судов и работы персонала. Конструкция причала позволяет работникам воднотранспортного участка выполнять все необходимые операции по обслуживанию судов - технический осмотр, текущий ремонт и заправка топливом в период эксплуатации, хранение в зимний период и так далее. Причал оборудован и для выполнения такой сложной операции как слипование, то есть подъем судна из воды для освидетельствования и ремонта подводной части.

В период навигации 2013, 2014 и 2015 года эксплуатационные буксирные катера Богучанской ГЭС с помощью специального оборудования (кошелей) собирали древесину из лесоудерживающей защитной запани*. Затем плавающий мусор транспортируют к месту его утилизации - в запирающую запань. Перегрузка на автотранспорт и вывоз плавающей древесины производится в логу-отстойнике выше по течению от створа ГЭС сотрудниками государственного учреждения «Дирекция по эксплуатации Богучанского водохранилища». 

В составе воднотранспортного участка гидротехнического цеха БоГЭС работают пять катеров, восемь членов экипажей и четыре водолаза. Катер ИК-120 используется для осмотра берегов водохранилища и работ на лесоудерживающем сооружении - защитной запани. Водолазный бот «Гилюй» предназначен для обслуживания гидротехнических сооружений ГЭС. Он оснащен эхолотом, радаром, двумя рациями и другим новейшим оборудованием.

*Запань - плавучая конструкция из троса и поплавков, предназначенная для задержания и хранения плавучего мусора, льда и древесины. Запань БоГЭС была смонтирована в начальный период наполнения водохранилища.


1989 год. Возведение основных сооружений

25 октября 1987 года. Перекрытие Ангары

2011 год. Началась разборка перемычки котлована в нижнем бьефе

2009 год. Работы на каменно-набросной плотине в полном разгаре

Декабрь 2009 года. Бетонные работы продолжаются

2007 год. Панорама станции со стороны нижнего бьефа

2007 год. Панорама станции с верхнего бьефа