+7 (39143) 3-10-00
663491, Россия, Красноярский край
Кежемский район, г.Кодинск,
а/я 132

ИНЖЕНЕРЫ-ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ РАБОТАЮТ НАД ПОВЫШЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО ПЛОТИНАМ

12 февраля 2024 Плотины нескольких ГЭС энергокомпании РусГидро помимо функций, необходимых для выработки электроэнергии, предназначены для движения транспорта. А по четырем из них проходят железнодорожные пути с соответствующей инфраструктурой, собственником которой выступает РЖД. Регулярное движение товарных и пассажирских поездов – один из значимых внешних факторов, влияющих на состояние конструкций гидротехнических сооружений (ГТС).

Повышение надежности и безопасности гидротехнических сооружений холдинга, по которым осуществляются железнодорожные перевозки, стало основной задачей НИОКР, успешно реализованных специалистами филиала «Института Гидропроект» – НИИЭС. Обширные исследования охватили четыре объекта – Волжскую, Жигулевскую, Саратовскую и Камскую ГЭС.
Инженеры разработали типовой проект автоматизированной системы контроля состояния гидротехнических сооружений (АСКС ГТС), предназначенный для определения скоростного режима и техногенных динамических нагрузок от железнодорожного транспорта на ГТС. С помощью специального оборудования и датчиков в автоматическом режиме фиксируются данные о скорости составов и нагрузках на ГТС, после чего сведения в системе по прошлым и текущим замерам обрабатываются с помощью нейросетевых технологий и дается оценка степени воздействия на ГТС.

«В рамках исследований широко применялись современные технологии кластерного анализа результатов измерений, получено пространственное отображение динамической нагрузки по глубине и в зависимости от расстояния до источника воздействий, – рассказывает главный инженер по оборудованию и ГТС филиала «Института Гидропроект» – НИИЭС Антон Антонов. – Это позволяет дополнять и расширять сведения о практически любых техногенных динамических нагрузках на ГТС. Данный подход справедлив не только для воздействий от железнодорожных составов, но и от различных циклических нагрузок – например, от оборудования для демонтажных работ».

По итогам исследований подготовлены рекомендации для повышения безопасности энергообъектов, часть из них уже реализована. «В соответствии с рекомендациями первых этапов НИОКР специалисты РЖД выполнили комплексную реконструкцию и ремонт железнодорожных путей, – говорит Антон Антонов. – К примеру, на Камской ГЭС в 2022-2023 годы восстановлена вторая нитка железнодорожного пути. Повторные исследования по разработанной нами методике позволили определить оптимальные скоростные режимы при различных сочетаниях нагрузок».
Версия для печати